Вечер памяти Марии Капнист в Доме Кино

 

28 октября в Киевском Доме кино прошел вечер памяти заслуженной артистки Украины- Марии Ростиславовны Капнист, последнего представителя графского рода Капнистов, приуроченный к 100 - летию со дня ее рождения. Старшему поколению  эта неординарная личность  хорошо знакома по художественным фильмам « Олеся», «Старая крепость», « Дикая охота короля Стаха», « Янки при дворе короля Артура», «Руслан и Людмила» и многим другим, где Мария Ростиславовна одинаково незабываемо играла как главные роли так и эпизоды.  Но и в свое  минутное появление на экране ( а эпизод-  достаточно значимая составляющая ее «послужного списка»), актриса вкладывала всю душу - кино было смыслом ее жизни и существования, свого рода компенсацией за полтора десятилетия,  проведенные в застенках сталинских лагерей. В своей жизни Мария Ростиславовна прошла все – лишения и боль, потерю близких людей, годы  издевательст в лагерях и на поселениях, огонь и леденящий холод.

Об этой замечательной актрисе в последние годы много пишут и говорят, но представленный материал не  являет собой  попытку перечислить общеизвестные факты. Это  скорее  повод к некоторым размышлениям- что хотела сказать нам Мария Ростиславовн в кадре и за кадром.

В мою  жизнь  Мария Капнист вошла в конце 1970 гг.- вместе с заданным на лето по внеклассному чтению романом  Анатолия Рыбакова » Бронзовая птица». Незадолго до этого роман был экраинизирован  киностудией «Беларуссфильм»  для лучшего »усвоения материала» и в телеэфире шел одноименный фильм.

Старинная  заколоченная усадьба, запущенный сад…И вот, под звуки диссонирующих аккордов, появляется Она…–  строгая, аскетично худая,  вся  в черном… Главная отрицательная героиня фильма - Графиня …

Каким - то необычным получился  в моем восприятии этот фильм.  Призванный  «пробуждать классовую ненависть», куда-то устрелять наши юные горячие головы,

он , напротив,  заставлял думать, анализировать...

Мария Ростиславовна и естественна и неестественна в своей роли одновременно-  «твердой» рукой режисер создавал  персонаж, который не должен вызывать и грамма симпатии! Графиня  деспотично строга, при этом  суетлива, рассеяна и как-то не очень умна. Беспокоясь о судьбе спрятанных сокровищ, она совершенно «не замечает» слежки юных пионеров - ленинцев, следующих за ней буквально по пятам.

Как же мне, ребенку, хотелось, чтобы эти пионеры ничего не нашли, оставили Графиню и ее дом в покое, отвлеклись на какие - то  полезные дела, тот же сельский

клуб или сад с огородом на территории поместья, захваченные ими и занятые лагерем.

Но нет - раз революция, то и экспроприяция!  И вот финал, запечатлившийся  в памяти

на всю жизнь. Сцена на кургане с участием  все тех же героев- пионеров и идеологически правильной общественности местной деревни, добывшими общими усилиями шкатулку с фамильными драгоценностями из тайника.

Лицо Марии Ростиславовны крупным планом. Ни грама фальши. Лишь одна фраза тихим, но уверенным  голосом : « Эта шкатулка принадлежит мне. Верните мне ее»!

Пожалуй, это главный урок фильма, который, я думаю, хотя бы частично был усвоен подрастающим поколением  1970 - х. Обманывать - некрасиво. Следить – неприлично. Брать чужое - преступно.

Возвращаясь в наше время, к событиям  вечера памяти Марии Ростиславовны 28 октября, следует отметить трепетную , душевную режиссуру ведущей  вечера - народной артистки Украины – Р. С. Недашковской. Раису Степановну связывали с Марией Ростиславовной и творческое начало, и какая-то невероятная  дружба. Познакомившись

в 1961 г.на съемах фильма « Дмитро Горіцвіт» по роману М. Стельмаха, они стали общаться. Следующий творческий тандем состоялся лиш в 1975г., на съемках картины «Квартет Гварнери» Одесской киностудии. Выйдя на экраны, этот  фильм не произвел большого впечатления на зрителя - «классический» советский сценарий, некая ода на тему » Скрипки для диктатуры пролетариата». Сюжет - на грани фантастики. 1920 год. Блистательные артисты оркестра Большого театра и симпатичный, интеллигентный  представитель НКВД в исполнении  Юрия Соломина путешествуют по невероятно каким образом уцелевшим вместе со своими обитателями усадьбам Одессы. Цель поезки – собрать ( добровольно, под расписку) для нужд советской власти драгоценные струнные инструменты работы великих мастеров - Страдивари, Амати, Гварнери. Для участия в одном из таких эпизодов фильма и  была приглашена Мария Ростиславовна. По сюжету она, вновь , по иронии судьбы, старая графиня,  в отличии от своих « сговорчивых» собратьев - экс губернаторов и иной одесской элиты,  должна была «взбунтоваться» и не отдать семейные раритеты. Р.С. Недашковская играла горничную.

Режиссер фильма - В.В. Костроменко  вспоминает, что когда отсняли  эта сцену, все  замерли - Мария Ростиславовна сыграла саму себя - обманную, ограбленную, униженную, но не потерявшую достоинство… Ее героиня  отправила чекиста с компанией прочь…- без скрипок, а  горничная, для пущей убедительности,  окатила «ходоков» с балкона  ушатом холодной воды.   Возможно, сыграй эту  роль актриса попроще, вспоминает режиссер, - с другой  биографией и жизненной позицией,  сцена осталась бы  в фильме

и послужила бы его  своеобразным украшением…На премьере выяснилось, что цензура все вырезала, включая оба имени в титрах…

О Марии Капнист можно рассказывать бесконечно долго, и отведенные на вечер 1,5 часа превратились в 3 часа - о  невероятных поворотах судьбы Марии Ростиславовны   рассказывала дочь Рада, народный артист Украины, режиссер В. С. Гресь, снявший Марию Ростиславону в « Янках при дворе кородля Артура» сразу в 3-х ролях, известные деятели театра и кино.

Следует отметить интересное музыкальное оформление вечера -  голоса скрипки  виолончели и фортепиано ярко дополняли рассказ о судьбе Марии Ростиславоны и ее окружения- Анны Васильены Тимиревой,  Валентины Ивановны Базавлук, и многих других, чья  юность и молодость пришлись на годы большевитско- коммунистического эксперимента.

Старинная и  современная классическая музыка звучала в исполнении народной артистки Украины, профессора Киевской музыкальной академии им. П.И. Чайковского Л.Л. Марцевич, студентки академии- Юлии Курилюк, студентки Института музыки

им. Р.М. Глиера - Юлии Полищук и автора этих строк.

В конце вечера всем присутствующим традиционно раздавали «жаворонков»- печенье

с записками- пожеланиями «от Марии Ростиславовны» под звуки романса М.И. Глинки «Жаворонок» в исполнении старшего преподавателя Института музыки им. Р.М . Глиера - Е.Н. Галузевской.

Подводя итог, председатель Союза кинематографистов Украины, С.В Трымбач отметил важные шаги по увековечиванию памяти Марии Ростиславовны Капнист в Украине - в 2014 году, к ее 100-летию,  предприятием Укрпочта выпущены юбилейные конверт и марка с ее изображением, проведены несколько творческих вечеров, открыта мемориальная доска на ул. Кавказской. А в Киевский горсовет фондом Капнистов передано обращение с просьбой рассмотреть возможность переименования улицы Кавказской на улицу Марии Капнист.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить