О чем расскажет нотная тетрадь…

 

В нашей семье как особая реликвия, хранится  старинная  нотная тетрадь.Коричневая картоннная обложка давно протерлась, листочки разлетаются…Три поколения моих родных на протяжении века(!)  владали этой тетрадью.


Конец XIX века - красивым, немного летящим почерком моего прапрадеда – Павла Григорьевича Березовского, прописаны скрипичные партии любимых произведений - мазурка Левандовского, марш « Скажи мне птичка», полька «София», вальс «Матильда», марш « Охотник» и многие другие произведения, в большинстве своем - танцевального жанра, ноты которых,  весьма вероятно, на сегодняшний день утеряны для музыкальной общественности.

Несколькими страницами далее  попадаем в начало XX века – начинается « эра« прабабушки, Марии Павловны Березовской, когда на смену европейскому песенному репертуару пришел русский романс, сразу же получивший эпитет «старинный».

Каллиграфическим почерком выводятся ноты и слова любимых творений - « Все, что было», « Да и нет», « Любовь идет сама…», « Поцелуй меня»…

А вот – и бабушкина страничка. 1920-е годы… Витиеватым розчерком - «Алевтина Стефанова».  Репертуар детский - « Птичка над моим окошком»,  «Буренушка», » Жил был у бабушки серенький козлик», и др. Эти произведения, я думаю, знакомы многим, особенно - посещавшим музыкальную школу. Но задумывались  ли мы, что этим незамысловатым мелодиям -  около 100  лет? Выходит, что их сочинял явно не « советский народ», как нас еще недавно учили?..Старая тетрадь… Сколько же радости дарили  ее странички людям!

Следует сказать несколько слов о роде  Березовских. По воспоминаниям моей прабабушки, Марии Павловны Березовской (в замужестве - Стефановой), которая меня растила до 17 лет и наставляла на жизненный путь, наша ветвь рода берет свое начало от младшего родного брата выдающегося украинского композитора 18 века Максима Сазонтовича  Березовского,  военного по образованию.

Несомненно, из глубин веков – объяснимое тяготение  к музыке у представителей всех известных мне поколений Березовских.  Памятуя о заслугах Максима при Дворе ее Императорского Величества, (он блистал в Петербурге , обучал игре на скрипке самого  Петра III), в семье было принято давать детям  помимо основного, еще и обязательное музыкальное образование. Например, мой прапрадедушка - Павел Григорьевич, выпускник Киевского юнкерского пехотного училища, кадровый военный, участник русско-турецкой войны, окончил  в Одессе филиал Санкт-Петербургской консерваторию по классу скрипки, был одним из лучших выпускников. Его дочь- Мария Павловна, после окончания Черниговского женского епархиального училища, дававшего высокий уровень образования и позволявшего заниматься преподавательской работой, в 1906 году поступает в Чернигове в  музыкальное училище, основанное двумя годами ранее музыкантом К.В. Сорокиным. Обучение идет одновременно по двум специальностям - по классу вокала и фортепиано.  Остальные  члены семьи были необычайно музыкальны- на фортепиано  играла моя прапрабабушка - Ольга Григорьевна Березовская ( Дзвонкевич),  прабабушкин родной брат Александр  владел игрой на скрипке, дедушка по матери- Григорий Иванович  Дзвонкевич был виолончелистом.

В усадьбе Березовских, в с. Старый Белоус часто устраивались музыкальные вечера или так называемые вечера «домашнее музицирования». Прабабушка пела и аккомпонировала сама. Ее исключительной красоты меццо- сопрано  имело  такую  необыкновенную силу, что, по воспоминаниям очевидцев, «стекла в окнах дрожали».

Любимых романсов было много: «Темно- вишневая шаль», «Очи черные», «Не говорите мне о нем»-

Еще былое не забыто

Он виноват один лишь в том,

что сердце бедное разбито…


Исполнялись романсы Николая Харито » Отцвели хризантемы…», « Кончилось счастье…», « Так больно, тоскливо…», « Тени минувшего, счастья уснувшего…» Слова этих романсов, мистическим образом оказались впоследствии пророческими - не только для прабабушки, но  и для всего ее окружения…

Кончилось счастье,

Все было сном…


На музыкальных вечерах в семье Березовских играли и классику, сохранились ноты «Лунной сонаты» Бетховена, «Полонез» Огинского, по которым я занималась в детстве. Конечно, мечтая об оперной карьере, прабабушка исполняла не только романсы, но и многие  оперные партии. Ее рукописные партии арий из оперы « Пиковая дама»- теперь экспонаты музея « Старобелоусский исторический комплекс». Очень любили в нашей семье оперу Глинки «Жизнь за царя», переименованную в советское время из соображений политкорректности в «Ивана Сусанина».

Иными словами, музыка в жизни семьи Березовских была не просто способом проведения досуга- она была неотъемлемой частью их жизни, нередко спасая и саму жизнь.  Но это история, требующая отдельного повествования.

С таким багажом семейных традиций у меня не было иных мыслей, как с самого детства постигать азы музыкальной грамоты. Была мечта- стать композитором, в младших классах музыкальной школы ужу имелись некоторые наработки.  Но судьба распорядилась по иному. Вернуться к музыкальному творчеству довелось в начале 2011 года, когда возник замысел написать  музыкальное приветствие к конференции « Чернигов дореволюционный. Культура и искусство».

Так родился этот первый ностальгический  вальс- иллюстрация для инструментально трио: скрипки, виолончели и фортепиано, трех родных инструментов, всегда звучащих в нашем доме.  Вальс с необычным названием - « Вспоминая о прошлом». Голос каждого инструмента подобен голосу человека: cкрипка - женскому, виолончель - приятному мужскому баритону. Будто - бы добрые старые знакомые собрались за чашечкой чая, а, может быть, и за бокалом домашней вишневой наливки- и вспоминают о прожитых годах…

Автор: Елена  Малышко - Березовская.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить