Пароходы - пароходы, или Чернигов 100 лет назад…

 

Был ли наш город привлекательным для путешественников столетие назад?  Названный с легкой руки поэта Леонида Глебова «губернским хутором», Чернигов вовсе не был таковым. На стыке  XIX- XX столетий, находясь, конечно,  на некотором удалении от признанных мегаполисов- Петербурга, Москвы и Киева, Чернигов тем не менее имел удобное  транспортное сообщение, позволяющее разнообразными способами выбраться  к центральным магистралям, (а оттуда - хоть в Париж!), а всем желающим - добраться в старинный город.

В Чернигове любили селиться после выхода в отставку высокие военные и гражданскиечины - жизнь была относительно недорогой, климат приемлемым, а живописная природа окрестностей радовала глаз.

Адрес – календарь за 1899 год, сохранившийся в нашей семье с незапамятных времен, уточняет: "Сообщение между Черниговом и другими городами существует:1) по железной дороге, 2) по реке Десна на пароходах, 3) в дилижансах. Чернигов соединялся узкоколейной железной дорогой  со станцией Круты  Московско – Киево- Воронежской железной дороги, вокзал находился в 5 верстах от города, нужно было брать извозчика, в Крутах требовалась пересадка на « другие рельсы», что в целом делало поездку по железной дороге достаточно громоздкой и утомительной.

То ли дело- путешествие водным транспортом, (к великой жалости, совершенно забытое сегодня) - по свежему воздуху, с возможностью передвигаться по палубе!

Мой сегодняшний рассказ в большей мере касается того, как оригинально конкурировали в старину пароходные компании за право возить пассажиров. Река Десна была в те времена более полноводной, имела протяженность русла от Брянска до впадения в Днепр 1130 км.,  и на всей своей протяженности была судоходной. Отправиться  в путешествие можно было с конца марта, навигация длилась до начала ноября, или до первых серьезных заморозков. Плавание было относительно недорогим и комфортным, хотя и продолжительным, небольшие колесные пароходики с романтичными ( «Рассвет», « Восход»), а также и смешными ( «Проня», « Беседь») названиями  преодолевали расстояние от Чернигова  до  Киева длиной в 204 версты ( около 230 км.) за 13(!) часов, обратная дорога против течения занимала на 3 часа больше. Билет 1 класса обходился пассажиру в 3 рубля ( для сравнения - в железнодорожном вагоне аналогичного уровня - в 2 раза дороже), третий класс и вовсе стоил копейки.   С конца XIX века в Чернигове путешествующих  водным транспортом обслуживали две компании с почти одинаковыми названиями: »Общество Пароходства по Днепру и его притокам» и « Второе общества Пароходства по Днепру и его притокам». Судя по названиям, «Второе общество» появилось  после первого  и переманило  часть пассажирооборота на себя.Свидетелем  развернувшейся  борьбы за пассажиров стал мой прадедушка, коренной житель Чернигова - Александр Никитич Стефанов. Вот как разворачивались события в начале XX века.

Одна из компаний выдвинула действенный метод борьбы - снизила плату за проезд. Пассажиры стали пользоваться услугами более дешевой компании. Обеспокоенная  «Вторая  Пароходная компания» в ответ также снизила плату за проезд, сделав ее немного ниже, чем у конкурентов. Принимая ответные меры, Первая компания еще более снизила плату за проезд. Дошло до того, что обе компании, к большой радости жителей Чернигова и гостей города, какое- то время возили пассажиров бесплатно. Никто не сдавался, нужен был решающий жест. Тогда  Первая компания  ввела « бонус» за проезд - каждому пассажиру, вошедшему на борт – булочка  и чай. Конкуренты оказались не в силах повторить такой коммерческий «подвиг» и сдались на милость победителя. Выкупив пароходы у «побежденной стороны» по приемлемой цене, единовластная  «хозяйка» водных круизов вернула цены в прежнее состояние, быстро окупив все свои непредвиденные расходы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить